Пилотный проект: трансформация «stroad» в улицу будущего
Алматы переосмысливает транспортную артерию - проспект Райымбек батыра
АЛМАТЫ Представьте шестиполосную магистраль, где каждые сутки проносится свыше 100 тысяч автомобилей. Где пешеходы рискуют жизнью, перебегая между потоками машин. Где местный бизнес задыхается в тени выхлопных газов и хаотичной застройки. Это не описание проблемного района мегаполиса где-то далеко – это сегодняшний проспект Райымбек батыра, сердце Алматы и его главная боль.
Но город решился на радикальную операцию: превратить устаревший «stroad» в модель современной, человекоцентричной улицы. Эта реконструкция — не просто ремонт, а пилотный проект беспрецедентного масштаба: впервые в Алматы пространство длиннейшего проспекта (пр. Райымбек батыра пролегает через 6 районов!) будет преобразовано комплексно — «от фасада до фасада».
“
«Stroad» – болезнь городского пространства «Проспект Райымбек батыра – классический пример «stroad», – объясняет Асхат Садуов, генеральный директор НИИ «Алматыгенплан», архитектор и урбанист, чья команда разработала проект трансформации. Этот термин, рожденный на стыке английских «street» (улица) и «road» (дорога), стал приговором для магистралей, которые «пытаются» быть удобными для всех, но терпят неудачу в обоих качествах».
Фото: Асхат Садуов, архитектор, урбанист, Генеральный директор НИИ «Алматыгенплан»
Исторически задуманный как транзитный коридор (6-8 полос, минимум светофоров), проспект давно оброс жизнью: жилыми кварталами, школами, больницами, магазинами. Результат?
“
«Пешеходам тяжело добраться до автобусов или перейти на другую сторону... Магистраль не обеспечивает ни высокой пропускной способности, как шоссе, ни комфортной городской среды, как улица. Это пространство проигрывает всем: пешеходам, водителям, пассажирам, бизнесу», – констатирует Асхат Садуов.
Лечение: реконструкция «от фасада до фасада» Алматинцы не просто «ремонтируют дорогу». Они предпринимают амбициозную революцию в городском дизайне, реализуя пилотный для города принцип «от фасада до фасада» на главной и самой протяженной артерии. Это значит, что меняется все:
Пешеходное пространство Узкие, разбитые тротуары уйдут в прошлое. Их заменят широкие (до 3 метров), ровные пути с тактильной плиткой и пандусами (уклон ≤ 5%). Только на первых двух участках появится 170 000 м² новых пешеходных зон.
“
«Люди почувствуют себя не вдоль шумной автотрассы, а на комфортном городском бульваре», – объясняет урбанист.
Зелень и свет Проспект погрузится в зелень – планируется высадка 370 000 м² деревьев и кустарников. Более 17 км новых кабельных линий обеспечат безопасное освещение. Обновятся скамейки, урны.
Архитектурная гармония Хаос рекламы и вывесок сменит единый стиль по дизайн-коду. «Например, высота вывесок не должна превышать 4.5 м, запрещены бегущие строки», – поясняют разработчики. Это устранит визуальный шум и создаст эстетически привлекательную среду.
Транспортная революция (BRT) Ключевой элемент преобразования – внедрение Bus Rapid Transit (BRT) вдоль всего проспекта. Ожидается, что это повысит среднюю скорость автобусов на 70%, а интервалы движения сократятся до 4-7 минут. По выделенным полосам (край или центр – зависит от участка) пойдут 9 магистральных маршрутов на современных автобусах. Остановки с удобными платформами разместят ближе к перекресткам для легких пересадок.
“
«Благодаря BRT увеличатся как скорость, так и привлекательность общественного транспорта, улучшится связность восточной и западной частей города», – подчеркивают специалисты отдела транспортного планирования института.
Безопасность превыше всего Интеллектуальные светофоры, 250+ новых знаков и указателей, регулируемые пешеходные переходы, ликвидация «бутылочных горлышек» (сохранение полноценного полотна почти 482 тыс. м² на одном только участке) – все это направлено на резкое снижение аварийности. Широкие тротуары и зеленые бульвары станут физическим барьером между людьми и машинами.
Мировой опыт: уроки для Алматы Почему именно BRT и почему сейчас? «Мы не изобретаем велосипед, а опираемся на международный опыт», – отмечает Асхат Садуови приводит конкретные данные.
Ташкент (с 2023 г.): Время в пути на BRT сократилось почти вдвое, пассажиропоток вырос на 25-30%.
Стамбул (Metrobus): Пассажиропоток увеличился в 3 раза, средняя скорость движения выросла на 45%.
Богота, Колумбия (TransMilenio): Система перевозит свыше 2 миллионов человек в день, существенно разгрузив дороги.
Однако разработчики не закрывают глаза и на вызовы: необходимость безупречного планирования, риски недофинансирования, важность интеграции с другими видами транспорта. Успех этого пилотного проекта в Алматы будет зависеть от последовательной реализации и адаптации лучших практик к местному контексту.
Экономика комфорта: что получит бизнес? Сегодняшняя среда проспекта душит малый бизнес. Реконструкция обещает стать катализатором его роста. Как подчеркивают разработчики: «Мы ожидаем увеличения пешеходного трафика, появления зон отдыха и упорядоченных парковок. Это напрямую конвертируется в выручку: мировая практика показывает, что после благоустройства выручка малого бизнеса может вырасти на 10-30%». Более привлекательные фасады, удобный доступ для клиентов, рост стоимости недвижимости – вот реальные дивиденды от инвестиций в городское качество.
Видение будущего: пилот для улиц XXI века
“
«Представьте современную городскую улицу, где комфортно всем. По выделенной полосе курсирует BRT, по широким тенистым тротуарам гуляют люди. Везде – единая архитектурная стилистика, ухоженные фасады без визуального шума, вертикальное озеленение... Шум от машин снижен, пробки минимальны, воздух чище»– рисует финальную картину архитектор.
Преобразование проспекта Райымбек батыра – это больше, чем реконструкция дороги. Это первый и крупнейший в Алматы пилотный проект полного преобразования улицы по принципу «от фасада до фасада». Он знаменует старт реализации Генерального плана Алматы до 2040 года, делающего ставку на полицентричность, качественную пешеходную среду и предсказуемый общественный транспорт. Это сигнал о том, что будущее города – за пространствами, где приоритет отдан людям, а не автомобилям. Если этот амбициозный пилот реализуется в полной мере, он может стать не просто локальным улучшением, а знаковым примером урбанистической трансформации для всего региона и моделью для будущих изменений на других магистралях Алматы.
Проект реализуется НИИ «Алматыгенплан» под руководством генерального директора урбаниста Асхата Садуова. Разработка велась с учетом мнений экспертов, горожан, урбанистических исследований и проектных семинаров со стейкхолдерами, задавая новый стандарт для городского развития.
Источник: НИИ «Алматыгенплан» Фото и рендеры: отдел транспортного планирования НИИ «Алматыгенплан», Владислав Филатов gradoblog.ala